Принял рапорт от короля
Мало кто из журналистов может похвастать тем, что стал «виновником» сеанса радиосвязи. Так что мне, считайте, повезло. «У нас в республике проходит военно-спортивный месячник. Сейчас в гостях находится корреспондент городской газеты», - докладывает обстановку председатель Чувашского регионального отделения союза радиолюбителей России Валериан Албутов невидимому собеседнику из Подмосковья по имени Сергей. «Если интересуются, значит, есть смысл в нашем увлечении», - философски замечает тот. И надо ж было такому случиться! Из сотен тысяч российских радиолюбителей Валериан Георгиевич встретился в эфире с человеком, который бывал в Чебоксарах. «Мне набережная очень понравилась. Три месяца, пока у вас жили, купаться на Волгу ходили. Хорошо было», - мечтательно поделился воспоминаниями собеседник. И, опомнившись, вдруг оборвал сам себя: «Ну, до связи. Мне в Москву пора». Впрочем, на радиоволнах и не такое случается.
Радиохулиганы
Раньше среди специалистов существовало мнение, что уверенная связь на коротких волнах невозможна. Поэтому, за ненадобностью, они были отданы для экспериментальной работы радиолюбителям. «Мы все были хулиганами», - улыбается Валериан Георгиевич. Тогдашние мальчишки копили деньги на специальные приставки, соединяли их с радиоприемниками и... выходили в эфир. Особых премудростей в этом деле не требовалось, зато сколько было восторга! Крутили музыку, передавали друг другу спортивные новости и чрезвычайно гордились собой.
«Озоровать» довелось и в сознательном возрасте. Дело было так. Во время работы на приборостроительном заводе образовалась группа из единомышленников-радиолюбителей. Руководство пошло на встречу увлеченным работникам, выделило комнату м подпале. Радиостанцию собирали сами. Когда аппарат был готов, потребовалась проверка. А как выходить на связь с режимного объекта? «Перекрестился один товарищ и... связался с коллегой, который жил рядом с вышкой», - рассказывает чебоксарец. А в глазах от воспоминаний пляшут чертики. Радиолюбители - они вообще рисковые люди. Тогда ведь было строжайше запрещено выходить на связь с заграницей. Но устоять мог не каждый. Николай из Сосновки наладил было связь с Израилем, но был раскрыт компетентными органами. Покарали радиолюбителя строго - запретили работу в эфире на год.
«Ульяна-Анна»
Позывной у Валериана Георгиевича красивый: «Ульяна-Анна-четыре-игрек-Елена». Если короче, то UА4YE. Раньше «Ульяна-Анна» означали «Советский Союз», теперь подразумевают Россию. Почему сплошь женские имена? Потому что так красивее звучит. Логично же!
Жена давно перестала ревновать Валериана Георгиевича и к трансиверу, и к «Ульяне-Анне». «Хобби меня от всех дурных привычек избавило», объясняет радиолюбитель. Плюс приучило не откладывать и долгий ящик домашние дела. На завтра запланирована радиоэкспедиция? Будь добр, сделай-почини-привези сегодня. В качестве «компенсации» супруг получает «добро» на радиовыходные. Не сосчитать бессонных ночей, проведенных у домашней радиостанции. Зато сколько собеседников было у радиолюбителя! И каких! Связывался, например, с футболистом казанского «Рубина». Однажды познакомился с королем Иордании, который, как выяснилось, тоже увлекался радио. «Он мне отрапортовал о погоде. И я ему. На английском». На том и разошлись. Кстати, многие знаменитости любили в свободное от официоза время плавать по радиоволнам: премьер-министр Индии, король Испании, король Таиланда и его дочь, президент Ливана и султан Омана. Так что наши коротковолновики могут гордиться поистине королевскими связями.
Требуются матрацы
«Как-то сижу, слушаю эфир. На связь вышел собеседник с Ленинакана. Это Армения. Помните, там землетрясение страшное было? Говорит, что в городе работает бригада чувашских строителей с ГЭС», - рассказывает Валериан Албутов. В разговоре выяснилось, что у земляков отсутствует связь с родиной. Целый год Валериан Георгиевич передавал домашним и начальству многочисленные просьбы рабочих. В Ленинакане требовались и краны, и трубы, и даже матрацы. Воодушевленные этим примером чебоксарские радиолюбители предлагали было свою помощь местному отделению МЧС. «Нам полчаса хватит для того, чтобы собраться и с переносной станции выйти в эфир», — говорит председатель. Увы, услуги радиолюбителей в век сотовой связи и Интернета остаются невостребованными.
Ольга БОДРОВА.
Фото автора.